17:50
четверг,
25 апреля 2024 г.
16.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 июля 2019

Хирург от бога

На конференции «Дорогие мои земляки» в Музее истории города выступила с докладом Алена Веселова, ученица 10-­го класса Кузнечихинской средней школы. Алена рассказала об известном ярославском хирурге Николае Васильевиче Соловьеве, именем которого в Ярославле названа больница.

Мечтал стать врачом

– Соловьевская для коренных ярославцев звучит как синоним больницы, в которой человека гарантированно поставят на ноги при самом тяжелом недуге. Историю ее основания наверняка помнят немногие, но имя создателя больницы, Соловьева Николая Васильевича, знакомо каждому жителю города. Тем не менее вклад Соловьева Н.В. в развитие ярославской медицины все еще изучен явно недостаточно, – считает Алена Веселова.

Николай Васильевич Соловьев родился 7 марта 1874 года в семье бедного священника в селе Никольское Братковской волости Вологодского уезда Вологодской губернии. Он был восьмым ребенком и тем не менее получил начальное образование в сельской школе. В 1885 году поступил в Вологодское духовное училище, по окончании которого в 1889 году стал учеником Вологодской духовной семинарии, которую впоследствии окончил в числе лучших учеников.

С детских лет Николай знал, что такое нужда, когда кусок черного хлеба заменяет обед, когда, чтобы добраться до родного села Никольского, приходится идти шестьдесят верст пешком: не было денег, чтобы нанять телегу. Помогая многочисленной семье, он все лето работал в поле, выполнял обычную крестьянскую работу и совершенно не имел тяги к карьере священнослужителя. Юноша мечтал получить светское образование. Но все же несколько месяцев Николай отслужил псаломщиком в селе Великом, а заработав 100 рублей на дорогу, отправился в Томский университет, чтобы исполнить свою мечту.

Учеба в университете у Николая была довольно успешной, но окончить его ему не удалось. Он участвовал в политическом движении, университетских демонстрациях, считая, что врачевать в России – значит лечить не только больных, но и общество в целом. За что и был исключен из университета и выслан из Томска к брату в Ярославль.

От бунтаря до сверхштатного ординатора

В Ярославле Николай Соловьев поступил на службу в статистическое бюро Ярославской губернской земской управы. Находясь под надзором полиции, он обязан был еженедельно являться для отметки к участковому приставу. Прослужил в этой должности Соловьев недолго и осенью снова уехал в Томск в надежде вернуться в университет. Но расчет его не оправдался, его не восстановили на факультете: «Вы ничего не сможете на поприще врача, господин Соловьев, – сказал студенту инспектор, – ибо никогда не будете врачом. Такова воля господина министра внутренних дел, запретившего бунтовщикам возвращение на студенческую скамью».

Однако осенью 1900 года Николая Соловьева приняли-таки в число студентов IV курса Юрьевского университета (нынешний город Тарту – Эстония). Свободное от занятий в университете время, так же как и каникулы, он проводил в Ярославле, занимаясь в качестве практиканта в хирургическом отделении губернской земской больницы под руководством доктора Густава Германовича Фалька, сразу отметившего способности молодого практиканта и его кипучую энергию. Все, чему учили в хирургическом отделении, Соловьев схватывал на лету, техникой овладел быстро. В последнее перед окончанием университета лето он исполнял в хирургическом отделении обязанности фельдшера, то есть помогал в проведении операций.

После окончания Юрьевского университета с дипломом врача Николай Соловьев с 16 ноября 1902 года был назначен сверхштатным ординатором Ярославской губернской земской больницы. В стенах этого лечебного заведения он прошел путь от начинающего хирурга до заведующего хирургическим отделением больницы. Началась обычная работа: операции, консультации, обходы. Слава к молодому хирургу пришла сразу: у него были выверенный глаз, твердая рука и хороший запас теоретических знаний.

В 1905 году, когда в России началась революция, старшему врачу больницы Доброклонскому Виктору Павловичу пришло представление из полиции о том, что «доктор Соловьев придерживался левых взглядов, его пребывание в Ярославле и больнице крайне нежелательно». Однако руководство больницы, высоко ценя доктора Соловьева как трудолюбивого врача и талантливого хирурга, при усиленном заступничестве Г.Г. Фалька перед властями сумело отстоять своего молодого доктора, и он был оставлен в прежней должности.

В госпитале Красного Креста

У доктора Соловьева наступило время углубленного изучения хирургической помощи. Трудился он с полной самоотдачей и не только оперировал, но и с 1907 года преподавал курс химии в средних медицинских школах г. Ярославля. Уча других, учился сам. Неоднократно командировался для усовершенствования техники и методик операций и ознакомления с новейшими достижениями в клиники Москвы и Петербурга.

В 1910 году больница послала его в Берлин в 4-месячную командировку, где доктор изучал частную хирургию. Практика за рубежом, знакомство с опытом хирургов очень помогли доктору Соловьеву: расширился круг операций, которые стал проводить Николай Васильевич в своей больнице.

В годы Первой мировой войны была призвана и часть медицинского персонала, в первую очередь врачи и фельдшеры. В 1914 году Николай Соловьев добровольно уехал на фронт в качестве старшего врача Ярославского госпиталя Красного Креста. У доктора появились новые пациенты – искалеченные войной люди. Их привозили в большом количестве, пропахших окопами и гарью, ожесточенных и страдающих, ждущих помощи и огорченно угасающих.

По возвращении с фронта в 1915 году он принимает на себя заведование специализированным лазаретом для раненых при губернской больнице, под который отвели весь 3-й этаж на 120 мест. Штат госпиталя состоял тогда из 2 врачей, 3 фельдшеров, 3 сестер милосердия, 2 служащих, 2 надзирателей и 1 письмоводителя. Госпиталь выполнял функции оказания помощи тяжелораненым.

База нового факультета

В первые годы становления Советской власти структура больницы не изменилась. Николай Васильевич, как и другие врачи, оставшиеся работать на своих местах, принимал активное участие в реорганизации больницы. Во время антибольшевистского выступления в июле 1918 года в больнице начался пожар. В результате обстрела сгорели пять корпусов и бараков, досталось и хирургическому корпусу. Николай Васильевич под огнем спасал свое отделение. Видя, с каким самопожертвованием борется за здание заведующий отделением, на помощь пришли другие сотрудники.

В этом же году Соловьев возглавил Ярославское общество врачей и руководил им до конца жизни. Наиболее заметным шагом его на этом поприще было неоднократное ходатайство Ярославского общества врачей об открытии медицинского факультета в Демидовском университете. В 1919 году медицинский факультет начал работу, а в августе 1920-го Николай Васильевич был избран заведующим кафедрой хирургической патологии и терапии. Губернская больница стала клинической базой нового факультета.

Погубил сыпной тиф

Последние четыре года жизни Н.В. Соловьева были одновременно и годами все растущего его признания, и годами интенсивной, напряженной, изматывающей работы. В год производилось более тысячи операций. Его хирургическое отделение славилось не только в Ярославле, но и в соседних областях.

В мае 1920 года при проведении гнойной операции он уколол палец и получил заражение крови, от которого едва не умер. Выжив, продолжил работу. В 1921 году Николай Васильевич был назначен главным врачом больницы, при этом он продолжал работать хирургом. Но его подстерегла другая смертельная опасность – сыпной тиф, «гулявший» среди больных. Только в 1919 году из 29 заболевших сыпняком врачей погибло 13, из 170 медсестер и фельдшеров переболело 106 человек. А 16 февраля 1922 года заразился сыпным тифом и сам Николай Васильевич...

Газета «Творческие дни» 4 марта 1922 года: «Губернский отдел здравоохранения с невыразимой скорбью сообщает о безвременной кончине главного врача Губернской советской больницы, хирурга Николая Васильевича Соловьева, павшего 1 марта жертвой служебного долга на сыпнотифозном фронте». Президиум губисполкома принял решение увековечить имя хирурга, присвоив его имя губернской больнице:

«Протокол №15 заседания президиума Ярославского губернского исполнительного комитета от 6 марта 1922 года:

Слушали: Об увековечении памяти умершего главного врача Губернской советской больницы Н.В. Соловьева.

Постановили:

– Для увековечения памяти умершего главного врача Губернской советской больницы Н.В. Соловьева переименовать последнюю в Губернскую советскую больницу им. Н.В. Соловьева.

– Признать необходимым учредить фонд для стипендии им. Н.В. Соловьева при Губздравотделе».

Похоронен Николай Васильевич был в сквере перед главным корпусом больницы, где проработал всю свою недолгую жизнь.
Автор: Анастасия Соловьева

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать