19:38
пятница,
19 апреля 2024 г.
13.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 декабря 2019

Ключ к истории

Археологические находки становятся ключом к истории города. Простые вещи, предметы быта умеют говорить, утверждают археологи. Осколки посуды, украшения, оружие, монеты и печати могут рассказать любопытные факты, интересные истории, надо только уметь их спрашивать. 9 декабря специалисты Института археологии РАН передали Ярославскому музею-­заповеднику печать Александра Невского, найденную в 2019 году во время раскопок, и рассказали о других интересных находках.

Печать Александра Невского

Институт археологии Академии наук проводит раскопки в Ярославле с 2007 года. Найденные артефакты постоянно пополняют археологическую коллекцию музея-заповедника. В этом году раскопки велись на Волжской набережной, и коллекция вислых свинцовых печатей, найденных в Ярославле, пополнилась двумя экземплярами. Один из них – печать князя Александра Невского. Сама по себе печать князя не уникальна, она стала 135-м экземпляром. Однако большая часть их найдена в новгородских землях. Для нашего же города это уникальная вещь.

– Ярославль можно поздравить: находка княжеской печати домонгольского периода – это большая редкость, – рассказывает заместитель директора Института археологии РАН по науке Ася Энговатова. – Еще недавно в Ярославле не было ни одной печати, сейчас их пять – больше, чем в Суздале. Печать – доказательство того, что существовала переписка Александра Невского с ярославскими князьями. Это не зафиксировано в летописях, но найденный предмет доказывает этот факт. К тому же это личная печать Александра Невского, значит, сам князь держал ее в руках.

Печать Александра Невского была найдена на раскопках между Митрополичьими палатами и Ильинско-Тихоновским храмом. Именно в этом месте археологи сделали большое количество особенно значимых находок. Это позволило им предположить, что там располагалась какая-то статусная территория, возможно, княжеский двор.

– Для качественного исследования нужно очень внимательно относиться к мельчайшим деталям, – подчеркивает Ася Энговатова. – Культурный слой надо не только перебирать руками, но и обязательно промывать. Необходимо использовать новейшие методики: и всевозможные спектральные, и ДНК-анализы, и радиокарбон (радиоуглеродный анализ). Часто археологическая типология не дает точной датировки, поэтому крайне важны сопутствующие методы исследования находок.

О важности помоек для археологов

Один из наиболее точных методов исследования – дендрохронология. За годы раскопок на территории Стрелки и Волжской набережной было сделано много интересных находок, в том числе остатки деревянных построек. Именно с помощью сочетания дендрохронологических исследований и радиоуглеродного анализа удалось по десятилетиям проследить историю этого знакового для города места. Возраст деревянных построек определяется по наиболее позднему спилу, и археологи датировали здания началом XIII столетия. Остатки конструкций поведали ученым о размерах домов, о том, как была устроена отопительная система и какая древесина применялась в строительстве.

– Жизни в этих деревянных домах сопутствовали предметы роскоши. Они найдены в том же культурном слое, – продолжает Ася Энговатова. – На ярославских раскопах были найдены украшения. Это фрагменты стеклянных перстней и браслетов прекрасного качества. С XIII века стекло не «зацвело» и отлично сохранилось. Радость модниц – бусы. Найденные бусины были привезены с разных территорий. Раскоп на Волжской набережной просто напичкан предметами роскоши, а это встречается очень редко. Обычно археологам достаются крупицы, ведь культурный слой – это фактически помойка. Обычно в него попадает какой-то мусор, например, осколки посуды. Зато этот мусор прекрасно характеризует быт людей того времени.

Не хуже, чем в Британском музее

Конечно же, осколков посуды в ярославских раскопах с 2007 года было найдено огромное количество. Это фрагменты стеклянных тарелок и блюд, привезенных в наши края с Ближнего Востока или из Византии, где были стекольные мастерские. На осколках одного блюда можно даже рассмотреть фигурки золотых дельфинов. Происхождение посуды археологи определяют не только по декору, но и по химическому составу осколков. Шесть стеклянных сосудов, богато украшенных цветными орнаментами, ученые определили как византийские, сирийские и киевские.

Кубок, из которого пили ярославские князья, был не хуже того, что хранится сейчас в Британском музее, уверены археологи. А узнали они об этом благодаря тому, что бывший в употреблении кубок однажды разбился. Осколки попали в культурный слой и через восемь столетий были найдены учеными. Осколков же керамической посуды было обнаружено несчетное количество.

– Нет ничего более достоверного и долгоживущего, чем битая посуда, она довольно точно маркирует пребывание людей в определенном месте в тот или иной период, – говорит Ася Энговатова. – Огромное количество лепных сосудов, найденных на Волжской набережной у Митрополичьих палат, подтверждает, что этот участок активно осваивался начиная с XI века.

О чем говорят останки

Один из участков Волжской набережной был участком обороны. При тонкой зачистке археологи нашли остатки древней деревоземляной стены – городского укрепления XII века. Обнаружены и массовые захоронения жителей, погибших при нападении войск Батыя. Найдены погребения защитников Ярославля – княжеских дружинников, датированные 1238 годом. На черепах – следы от ранений колющим и рубящим оружием.

Изучают археологи не только захоронения людей, многое могут рассказать кости животных и птиц. В ярославских раскопах найдены останки кошек и собак, а в одном месте обнаружили скопление птичьих костей. Это были кости соколов. Находка позволила предположить, что там находился соколиный двор. Ярославские князья любили соколиную охоту.

Ярославль – родина верблюдов?

О торговых отношениях ярославцев поведали найденные товарные пломбы, а о переписке – вислые печати. Пломб в отличие от печатей найдено очень много. Ими маркировались товары, которые привозили в город, потом пломбы безжалостно срывали и выбрасывали. Так, попав в культурный слой, они дошли до нашего времени.
Среди археологических находок были игрушки – фигурки птиц, свистульки и даже шахматные фигуры.

Хуже всего сохраняются предметы одежды, ведь ткани и шерсть – вещь недолговечная. Поэтому одной из самых удивительных и загадочных находок археологи считают шерстяную рукавицу.

– Питерские коллеги сначала определили шерсть как верблюжью, и мы долго думали, является ли Ярославль родиной верблюдов, – улыбается Ася Энговатова. – Пришлось проделать серьезную, кропотливую работу, сделать много анализов в разных лабораториях и доказать, что эта рукавица связана из овечьей шерсти. Мы смогли определить, что шерсть была выкрашена в два цвета, разглядели интересный способ вязки – скандинавского типа. Подобные рукавицы находили на Севере Руси. Такие находки дают нам понимание деталей одежды, знания, которых нет в других источниках.

Рукавица из овечьей шерсти сейчас находится в Институте археологии РАН. Возможно, скоро ее тоже передадут в музей-заповедник, и специалисты расскажут нам подробнее еще об одном ключике, открывающем потайную дверцу истории Ярославля.
Автор: Ирина Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать