8 мая 2019
Свечка модернизма
В Музее истории города проходит выставка «Виданное-неувиденное. Советский модернизм 1955 – 1991 гг. Ярославский след». Авторы экспозиции – Аркадий Бобович, главный архитектор Ярославля с 1985 по 2008 год, и его сын Роман.
На выставке представлены наиболее яркие постройки Ярославля, относящиеся к данному архитектурному стилю: речной вокзал на Волжской набережной, здание обкома КПСС на Советской площади, детский театральный комплекс на площади Юности, административно-бытовой корпус «Водоканала» на проспекте Ленина и другие.
– В 70-х и 80-х годах в городе появились достойные и своеобразные постройки. На фоне богатства памятников ярославской архитектуры предшествующих столетий они не избалованы любовью наших современников. Их не особенно замечают, а если и замечают, то относятся к ним достаточно критично. Но эти постройки тоже требуют внимания и бережного отношения, – уверен Аркадий Бобович.
Яркий пример тому – Дом торжеств на Московском проспекте. Авторы проекта, пожалуй, единственного в современной архитектуре Ярославля здания-скульптуры – архитектор «Ярославгражданпроекта» Юрий Щербинин и Аркадий Бобович. За художественное оформление отвечали Леонид Малафеевский, Валерий и Лидия Тепловы.
Была идея в каждом районе построить Дом торжеств, но реализовали ее только в двух: в Красноперекопском и – в более скромном варианте – Дзержинском. Изначально задумывались помещения для проведения свадеб. Ведь не у всех была возможность отметить такое знаменательное событие в ресторане. А тут решались сразу две задачи, так как здание предусматривало зал для бракосочетаний с богатым убранством интерьеров, чеканкой и… кухню. Члены семьи новобрачных привозили продукты, готовили, сервировали столы.
Само здание, несмотря на то что было кирпичным и облицованным известняком (сказывался дефицит материалов), задумывалось как этакий советский храм: высокая кровля, чем-то напоминающая готические соборы, гигантское окно с цветным витражом.
В настоящее время здание превращено в банальный торговый центр, его фасады обезображены пристройками, облицовкой и рекламными щитами. Зал разделен на этажи, а художественные элементы уничтожены. Город лишился неординарного по функции и по организации внутреннего пространства здания.
Кстати, тот же Юрий Щербинин был автором проекта трехэтажного жилого дома на Волжской набережной. Тогда запрещали строить здания ниже пяти и выше девяти этажей, поэтому потребовалось специальное разрешение. Здание интересно тем, что сверху были площадки для сушки белья, облицованные зеленым кирпичом и выступающие над сооружением как скатные крыши.
Здание, задуманное как акцент в ансамбле на площади Юности, должно было стать высотной доминантой нового, уже советского центра города, а исторический центр оставался в пределах Первомайского бульвара. По задумке высотку должны были окружать четыре 12-этажных жилых дома на улице Победы (это был повтор московской идеи про высотки и Дворец Советов в центре), но их так и не построили. Этот же дом, названный в народе «свечкой», первоначально предназначался под общежитие гостиничного типа для сотрудников Миннефтехимстроя, которые приезжали на курсы со всей страны.
В свободное время желающие могли подняться наверх, подышать воздухом и полюбоваться видами вечернего Ярославля.
Северный жилой район начал активно застраиваться с конца 60-х годов прошлого века. По сути, это «город в городе», население его по численности почти равно населению Рыбинска. Главная композиционная ось центра (согласно проекту) располагалась вдоль улицы Панина и ее продолжения в сторону реки Волги. Она начиналась от общественного центра 11-го микрорайона и заканчивалась озелененными пространствами огромного по своим размерам Приволжского парка. На пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина проектировался комплекс зданий, который должен был стать смысловой и архитектурной доминантой района: здание администрации, Дворец культуры объединения «Лакокраска» и экспериментальный 24-этажный жилой дом с несущими стенами из кирпича Норского завода.
К сожалению, ничего из задуманного не было реализовано, центр района сегодня бессистемно застраивается разными зданиями, объемы которых абсолютно не связаны друг с другом и соседствуют без всякой гармонии.
Выставка «Виданное-неувиденное. Советский модернизм 1955 – 1991 гг. Ярославский след» открыта до 27 мая.
– В 70-х и 80-х годах в городе появились достойные и своеобразные постройки. На фоне богатства памятников ярославской архитектуры предшествующих столетий они не избалованы любовью наших современников. Их не особенно замечают, а если и замечают, то относятся к ним достаточно критично. Но эти постройки тоже требуют внимания и бережного отношения, – уверен Аркадий Бобович.
Новый храм советской семьи
Начало периоду модернизма положило вышедшее в 1955 году печально известное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Во главу угла стали ставить не качество архитектурных решений, а количество квадратных метров, быстроту и дешевизну постройки. Но связанные по рукам и ногам советские зодчие делали все возможное и невозможное, чтобы создавать удобные для жизни пространства и неординарные здания.Яркий пример тому – Дом торжеств на Московском проспекте. Авторы проекта, пожалуй, единственного в современной архитектуре Ярославля здания-скульптуры – архитектор «Ярославгражданпроекта» Юрий Щербинин и Аркадий Бобович. За художественное оформление отвечали Леонид Малафеевский, Валерий и Лидия Тепловы.
Была идея в каждом районе построить Дом торжеств, но реализовали ее только в двух: в Красноперекопском и – в более скромном варианте – Дзержинском. Изначально задумывались помещения для проведения свадеб. Ведь не у всех была возможность отметить такое знаменательное событие в ресторане. А тут решались сразу две задачи, так как здание предусматривало зал для бракосочетаний с богатым убранством интерьеров, чеканкой и… кухню. Члены семьи новобрачных привозили продукты, готовили, сервировали столы.
Само здание, несмотря на то что было кирпичным и облицованным известняком (сказывался дефицит материалов), задумывалось как этакий советский храм: высокая кровля, чем-то напоминающая готические соборы, гигантское окно с цветным витражом.
В настоящее время здание превращено в банальный торговый центр, его фасады обезображены пристройками, облицовкой и рекламными щитами. Зал разделен на этажи, а художественные элементы уничтожены. Город лишился неординарного по функции и по организации внутреннего пространства здания.
Кстати, тот же Юрий Щербинин был автором проекта трехэтажного жилого дома на Волжской набережной. Тогда запрещали строить здания ниже пяти и выше девяти этажей, поэтому потребовалось специальное разрешение. Здание интересно тем, что сверху были площадки для сушки белья, облицованные зеленым кирпичом и выступающие над сооружением как скатные крыши.
Дитя незавершенных перемен
Хочется упомянуть и 16-этажный дом на Республиканской, 79 высотой 56 метров с оригинальной смотровой площадкой, строительство которого велось в 1980 – 1982 годах по проекту архитектора Сергея Ловыгина. В свое время этому зданию критики досталось больше, чем многим другим постройкам. Надо признать, что оно действительно не вписалось в масштаб исторического центра Ярославля, как, впрочем, и вся площадь Юности. Но это не вина автора проекта, выполненного с высоким профессиональным мастерством, а судьба затеянных несколько ранее масштабных градостроительных перемен, недостаточно продуманных и поэтому незавершенных.Здание, задуманное как акцент в ансамбле на площади Юности, должно было стать высотной доминантой нового, уже советского центра города, а исторический центр оставался в пределах Первомайского бульвара. По задумке высотку должны были окружать четыре 12-этажных жилых дома на улице Победы (это был повтор московской идеи про высотки и Дворец Советов в центре), но их так и не построили. Этот же дом, названный в народе «свечкой», первоначально предназначался под общежитие гостиничного типа для сотрудников Миннефтехимстроя, которые приезжали на курсы со всей страны.
В свободное время желающие могли подняться наверх, подышать воздухом и полюбоваться видами вечернего Ярославля.
Нереализованные планы
Печальная судьба постигла и проект детальной планировки общественного центра Северного жилого района. Проектирование велось в 1979 – 1980 годах Институтом ЦНИИП градостроительства и «Ярославгражданпроектом».Северный жилой район начал активно застраиваться с конца 60-х годов прошлого века. По сути, это «город в городе», население его по численности почти равно населению Рыбинска. Главная композиционная ось центра (согласно проекту) располагалась вдоль улицы Панина и ее продолжения в сторону реки Волги. Она начиналась от общественного центра 11-го микрорайона и заканчивалась озелененными пространствами огромного по своим размерам Приволжского парка. На пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина проектировался комплекс зданий, который должен был стать смысловой и архитектурной доминантой района: здание администрации, Дворец культуры объединения «Лакокраска» и экспериментальный 24-этажный жилой дом с несущими стенами из кирпича Норского завода.
К сожалению, ничего из задуманного не было реализовано, центр района сегодня бессистемно застраивается разными зданиями, объемы которых абсолютно не связаны друг с другом и соседствуют без всякой гармонии.
Выставка «Виданное-неувиденное. Советский модернизм 1955 – 1991 гг. Ярославский след» открыта до 27 мая.
Автор: Анастасия Соловьева
Другие новости раздела «Из истории»
Из истории
22 ноября 2019
Ярославская скорая помощь отпраздновала 110 лет
Из истории
16 марта 2016
В каждой мимолетности вижу я миры
Свежий номер
Из истории
26 апреля 2017
Ярославские последователи Будды
Свежий номер
Из истории
05 февраля 2020
Во благо всех страждущих
Свежий номер
Из истории
18 июля 2018
Последний визит
Из истории
02 октября 2013
Улица моего отца
Комментарии