07:48 Понедельник, 19 Августа 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Свечка модернизма

8 Мая 2019
В Музее истории города проходит выставка «Виданное-­неувиденное. Советский модернизм 1955 – 1991 гг. Ярославский след». Авторы экспозиции – Аркадий Бобович, главный архитектор Ярославля с 1985 по 2008 год, и его сын Роман.
На выставке представлены наиболее яркие постройки Ярославля, относящиеся к данному архитектурному стилю: речной вокзал на Волжской набережной, здание обкома КПСС на Советской площади, детский театральный комплекс на площади Юности, административно-бытовой корпус «Водоканала» на проспекте Ленина и другие.

– В 70-х и 80-х годах в городе появились достойные и своеобразные постройки. На фоне богатства памятников ярославской архитектуры предшествующих столетий они не избалованы любовью наших современников. Их не особенно замечают, а если и замечают, то относятся к ним достаточно критично. Но эти постройки тоже требуют внимания и бережного отношения, – уверен Аркадий Бобович.

Новый храм советской семьи

Начало периоду модернизма положило вышедшее в 1955 году печально известное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Во главу угла стали ставить не качество архитектурных решений, а количество квадратных метров, быстроту и дешевизну постройки. Но связанные по рукам и ногам советские зодчие делали все возможное и невозможное, чтобы создавать удобные для жизни пространства и неординарные здания.

Яркий пример тому – Дом торжеств на Московском проспекте. Авторы проекта, пожалуй, единственного в современной архитектуре Ярославля здания-скульптуры – архитектор «Ярославгражданпроекта» Юрий Щербинин и Аркадий Бобович. За художественное оформление отвечали Леонид Малафеевский, Валерий и Лидия Тепловы.

Была идея в каждом районе построить Дом торжеств, но реализовали ее только в двух: в Красноперекопском и – в более скромном варианте – Дзержинском. Изначально задумывались помещения для проведения свадеб. Ведь не у всех была возможность отметить такое знаменательное событие в ресторане. А тут решались сразу две задачи, так как здание предусматривало зал для бракосочетаний с богатым убранством интерьеров, чеканкой и… кухню. Члены семьи новобрачных привозили продукты, готовили, сервировали столы.

Само здание, несмотря на то что было кирпичным и облицованным известняком (сказывался дефицит материалов), задумывалось как этакий советский храм: высокая кровля, чем-то напоминающая готические соборы, гигантское окно с цветным витражом.

В настоящее время здание превращено в банальный торговый центр, его фасады обезображены пристройками, облицовкой и рекламными щитами. Зал разделен на этажи, а художественные элементы уничтожены. Город лишился неординарного по функции и по организации внутреннего пространства здания.

Кстати, тот же Юрий Щербинин был автором проекта трехэтажного жилого дома на Волжской набережной. Тогда запрещали строить здания ниже пяти и выше девяти этажей, поэтому потребовалось специальное разрешение. Здание интересно тем, что сверху были площадки для сушки белья, облицованные зеленым кирпичом и выступающие над сооружением как скатные крыши.

Дитя незавершенных перемен

Хочется упомянуть и 16-этажный дом на Республиканской, 79 высотой 56 метров с оригинальной смотровой площадкой, строительство которого велось в 1980 – 1982 годах по проекту архитектора Сергея Ловыгина. В свое время этому зданию критики досталось больше, чем многим другим постройкам. Надо признать, что оно действительно не вписалось в масштаб исторического центра Ярославля, как, впрочем, и вся площадь Юности. Но это не вина автора проекта, выполненного с высоким профессиональным мастерством, а судьба затеянных несколько ранее масштабных градостроительных перемен, недостаточно продуманных и поэтому незавершенных.

Здание, задуманное как акцент в ансамбле на площади Юности, должно было стать высотной доминантой нового, уже советского центра города, а исторический центр оставался в пределах Первомайского бульвара. По задумке высотку должны были окружать четыре 12-этажных жилых дома на улице Победы (это был повтор московской идеи про высотки и Дворец Советов в центре), но их так и не построили. Этот же дом, названный в народе «свечкой», первоначально предназначался под общежитие гостиничного типа для сотрудников Миннефтехимстроя, которые приезжали на курсы со всей страны.

В свободное время желающие могли подняться наверх, подышать воздухом и полюбоваться видами вечернего Ярославля.

Нереализованные планы

Печальная судьба постигла и проект детальной планировки общественного центра Северного жилого района. Проектирование велось в 1979 – 1980 годах Институтом ЦНИИП градостроительства и «Ярославгражданпроектом».

Северный жилой район начал активно застраиваться с конца 60-х годов прошлого века. По сути, это «город в городе», население его по численности почти равно населению Рыбинска. Главная композиционная ось центра (согласно проекту) располагалась вдоль улицы Панина и ее продолжения в сторону реки Волги. Она начиналась от общественного центра 11-го микрорайона и заканчивалась озелененными пространствами огромного по своим размерам Приволжского парка. На пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина проектировался комплекс зданий, который должен был стать смысловой и архитектурной доминантой района: здание администрации, Дворец культуры объединения «Лакокраска» и экспериментальный 24-этажный жилой дом с несущими стенами из кирпича Норского завода.

К сожалению, ничего из задуманного не было реализовано, центр района сегодня бессистемно застраивается разными зданиями, объемы которых абсолютно не связаны друг с другом и соседствуют без всякой гармонии.
Выставка «Виданное-неувиденное. Советский модернизм 1955 – 1991 гг. Ярославский след» открыта до 27 мая.
Автор: Анастасия Соловьева

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Из истории  История одной ссоры 12.08.2009         Перефразируя один афоризм, можно утверждать: «Тот, кто любит историю и колбасу, не должен знать, из чего они делаются». Сейчас в России формируются несколько мифов.        Версии и факты        В этом нет ничего плохого или хорошего. Создание исторических и культурных мифов было присуще всем временам. Одним из новых мифов является не так давно учрежденный День народного единства. Пока этот миф не оформился окончательно, не превратился в непреложную истину, позволю себе несколько критических рассуждений. Поводом для них стали документы, имеющие к новому празднику самое непосредственное отношение. Это два описания того, как в Ярославль прибыло ополчение Минина и Пожарского. В одном из документов говорилось о том, что ярославцы приняли прибывшее войско весьма дружелюбно, дав богатые дары, от которых нижегородцы любезно отказались. В другом документе изображена менее идеалистическая сцена – ярославские купцы наотрез отказались давать деньги Минину, и тот в ярости едва не учинил над ними скорую расправу. Так что же произошло в начале марта 1612 года в Ярославле? Из истории  Вот он, вот он – многотрубный город! 14.12.2010 – Так писал о Ярославле социалистическом одессит Марк Лисянский, известный старшему поколению как поэт-песенник, автор гимна Москвы. Сегодня, когда наш родной город отметил свой 1000-летний юбилей, будет нелишним обратиться к сравнительно недавней советской истории.Передо мной пожелтевшие от времени страницы кандидатской диссертации с лаконичным названием «Ярославль. Экономико­географическая характеристика». Рукописные картосхемы, статистические выкладки дополняют многочисленные фотографии послевоенного промышленного центра. Это уникальное для сегодняшнего дня научное исследование подготовила и успешно защитила Сарра Мироновна Воскобойникова. Словно кадры кинохроники предстают перед нами события первой половины ХХ века. Среди них Первая мировая война, Гражданская война, отразившиеся на экономическом и социальном развитии волжского города. Антибольшевистский мятеж 1918 г. оставил огромные разрушения и пепелища, прежде всего в центральной части города. Прекратилось движение по открытому в 1913 г. железнодорожному мосту через Волгу, связавшему Центральную Россию, Русский Север, Урал и Сибирь. Значительные площади деревянной застройки выгорели, кирпичные здания сохранили следы артиллерийского обстрела. В результате военных действий было уничтожено 20 заводов, остались без жилья около 30 тысяч человек. Семидесятитысячный город нуждался в срочном восстановлении. В кратчайшие сроки был разработан первый в СССР генеральный план «Новый Ярославль» 1920 – 1923 гг. Территория города должна была расшириться более чем в пять раз при сохранении историко­архитектурного наследия. Планом предусматривалось формирование пяти функциональных зон и десяти районов по 30 тысяч жителей в каждом.Своеобразным эталоном градостроения первых пятилеток в советской России явился Бутусовский поселок, которому были приданы формы «первого современного образцового социалистического города с коммунистическим обоснованием всей жизни обитателей и всего городского хозяйства». Согласно расчетам городское население к 1950 г. должно было достичь 300 тысяч человек. Довоенный Ярославль обзавелся пригородами: поселком Текстилей в районе «Красного Перекопа», Пролетарской (Гагаринской) слободой, поселком Яргрэс на Ляпинке, поселком Волгострой в Заволжье, поселком Тормозного завода на Липовой горе, поселком переселенцев из Мологи, поглощенной водами рукотворного Рыбинского моря, на Суздалке. Не имея препятствий для своего территориального роста, Ярославль в виде удлиненного многоугольника раскинулся вдоль берегов Волги. Почти у самой городской черты вздымаются вертикали труб паровозоремонтного, силикатного заводов, «Пролетарской свободы». Западнее – длинные корпуса комбината «Красный Перекоп», к востоку от Московского шоссе – тормозной завод с окружающим его поселком. Левобережная часть заканчивается зданием Ярославской ГРЭС. Еще дальше к северо­западу от города располагается фабрика «Красный перевал», вошедшая в сороковые годы вместе с одноименным рабочим поселком и селом Норским в городскую зону.Быстрый рост промышленности в период «сталинских пятилеток» привел к внутригородским различиям и оформлению шести экономико­географических районов. В это же время происходят изменения и в административно­территориальном устройстве. Постановлением Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 11 марта 1936 г. на территории Рыбинской и Ярославской губерний, входивших в состав Ивановской промышленной области, образуется Ярославская область в составе 36 районов, 15 городов и 11 рабочих поселков. Ярославль становится областным центром, разделяясь при этом на Кировский, Сталинский, Красноперекопский, Заволжский, Кагановичский и Резинокомбинатский административные районы. Развернулось строительство новых химических производств, в том числе крупнейшего в Европе резино­асбестового комбината, тепловых электростанций, началась реконструкция лакокрасочных заводов. В эти годы Ярославский завод синтетического каучука дал первую в мире промышленную партию готовой продукции. А основанный в начале ХХ в. автомоторный завод выпустил первый в СССР троллейбус и первый самосвал, впоследствии первый дизель­мотор для большегрузных автомобилей и тракторов. Промышленный и текстильно­пищевой Ярославль постепенно приобрел черты крупного советского областного центра. В годы Великой Отечественной войны предприятия города, испытавшего бомбардировки фашистской авиации, продолжали поставлять фронту артиллерийские тягачи, снаряды, автопо­крышки, обувь, белье, обмундирование, пищевые продукты.Строительство автомобильного, расширение асбестового, шинного заводов (последний крупнейший в СССР), предприятий текстильной, пищевой промышленности способствовало развитию водоснабжения, теплофикации, транспортной инфраструктуры, строительству жилья. В районе проспекта Шмидта (ныне проспект Ленина) возник образцовый «Городок резинщиков» с сетью учреждений социально­культурного назначения. Район станции Всполье (вокзал Ярославль­Главный) застроился кирпичными и деревянными строениями: появились поселок машинистов, железнодорожный Кармановский поселок. Некоторую оторванность от правобережной стороны Ярославля испытывало Заволжье. Возникший в предвоенные годы поселок Волгострой был своеобразной архитектурной доминантой в этой части города. Автодорожное сообщение по выстроенному в 1967 году мосту полностью изменило экономико­географическое положение этого района новостроек.Уверенно шагнув во второе тысячелетие, наш Ярославль остается одним из самых заметных промышленных центров России. Александр ЕМЕЛЬЯНОВ, доцент ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, кандидат географических наукВолжский город заметно изменился в 60 – 70-е годы ХХ века. В юго-западном направлении развернулось активное жилищное строительство в районе крупнейшего в Европе Ярославского нефтеперерабаты-вающего завода.
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: