23 октября 2019
Опаленные войной
В октябре Музей боевой славы отпраздновал день рождения. 38 лет – дата не юбилейная, но важная и для музея, и для горожан. Сейчас в музее расположена постоянная экспозиция «Победители!», которая рассказывает о том, как и с каким оружием воевали на фронтах Великой Отечественной уроженцы Ярославского края.
В экспозиции – более пяти сотен экспонатов. Самая главная часть выставки расположена перед зданием музея. Это парк военной техники разных лет.
– Благодаря этой экспозиции мы видим, как менялось вооружение нашей армии, – говорит научный сотрудник отдела военной истории Ярославского музея-заповедника Сергей Плигин. – Напротив музея – памятник солдату с пятизарядной винтовкой Мосина. Это самое простое, что было у солдата: винтовка, пара гранат, подсумок с патронами и лопатка. А заканчивается парк реактивной системой залпового огня.
У здания музея разместился торпедный аппарат подводной лодки М-104 «Ярославский комсомолец». Лодка была построена на средства, собранные ярославцами в Фонд обороны. На эти деньги были созданы также авиа-
эскадрилья, танковые колонны «Ярославский колхозник» и «Иван Сусанин».
Справа от торпедного аппарата – дивизионная пушка ЗИС-3. В народном варианте – «залп имени Сталина», официальное название – 76-миллиметровая дивизионная пушка образца 1942 года. С ее созданием связана почти детективная история.
– Ее изобретатель Василий Гаврилович Грабин представил ЗИС-3 артиллерийскому управлению в начале 1941 года, – рассказывает Сергей Плигин. – Она была уже готова к запуску в массовое производство. Однако бывший начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик заявил, что такая пушка войскам не нужна. Но Грабин верил в свое детище, считая, что Красной армии не хватает качественных дивизионных пушек, удобных и простых в изготовлении и применении. Под свою ответственность, договорившись с руководством горьковского завода, он собрал пушку и провел испытания. В январе 1942 года, когда конструктору удалось убедить Сталина, полевые испытания ЗИС-3 были уже пройдены. С фронтов приходили просьбы делать больше таких пушек: они были надежными и простыми в производстве. За время войны выпустили 65 тысяч таких орудий – это достойно Книги рекордов Гиннесса!
ЗИС-3 обслуживал артиллерийский расчет из шести человек. В боевое положение пушка приводилась за 30 – 40 секунд, но главное – боевой расчет мог своими силами перемещать ее по полю боя. Для нашей страны пушка ЗИС-3 стала одним из символов Победы.
С двух сторон от Аллеи полководцев расположились зенитно-ракетные комплексы С-75 и С-200. Это оружие послевоенного времени. ЗРК С-75 создан в 1950-е годы, С-200 десятилетием позже.
После Великой Отечественной войны нарушения советских границ самолетами США и стран НАТО носили массовый характер. Но первое удачное применение советского зенитно-ракетного комплекса С-75 произошло в Китае. 7 октября 1959 года высотный разведчик тайваньских ВВС был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина на высоте 20600 метров, пилот самолета погиб. Потом было сбито еще несколько самолетов, пилоты попали в плен. После этого полеты над территорией континентального Китая прекратились.
16 ноября 1959 года был уничтожен американский разведывательный аэростат уже над территорией СССР. И, наконец, 1 мая 1960 года над Свердловском зенитной ракетой был сбит американский высотный самолет-разведчик U-2, пилот которого попал в плен. Для американцев это стало настоящим шоком: самолет сбит на высоте 20 тысяч метров! Полеты над нашей страной им пришлось также прекратить.
– ЗРК С-75 активно применялись во время вьетнамской войны, ими было уничтожено две тысячи американских самолетов, 60 из них – тяжелые бомбардировщики, – продолжает рассказ Сергей Плигин. – Ракеты модифицировались, увеличивалась дальность запуска и мощность заряда. В 80-е годы их сняли с производства, а те, что уже были выпущены, оставили в качестве учебных: их запускали как воздушные мишени. Реактивные технологии не стояли на месте. В США и Европе стали появляться ракеты класса «воздух-земля» дальностью до трехсот километров. И в 1960-е годы в Советском Союзе был разработан зенитно-ракетный комплекс С-200 с дальностью пуска 300 км, поражающий цели на высоте 40 километров. Таким образом, СССР сумел создать беспрецедентную систему противовоздушной обороны, которая, словно зонтик, прикрывала всю территорию страны, – подводит итог Плигин. – Сумели объединить дивизионы С-75 и С-200. Первые работали на ближних дистанциях, вторые – на дальних. В современной России подобное повторить до сих пор не удается.
Тысячи советских летчиков учились летать на самолете L-29 Delfin, который производился в братской Чехословакии. Почему не на советских ЯКах? Ответ прост.
– В 1959 году был объявлен конкурс на разработку учебно-тренировочного самолета, единого для стран Варшавского договора, – объясняет Сергей Плигин. – В конкурсе участвовали три конструкторских бюро, с советским ЯК-30 боролись чехословацкий L-29 и польский TS-11. В результате испытаний лучшим по летным характеристикам и пилотажным качествам признали ЯК-30, даже польские летчики назвали его «красавцем». Однако Никита Сергеевич Хрущев решил по-своему, посчитав, что нашим союзникам надо дать возможность производить учебно-тренировочные самолеты.
Следует отметить, что L-29 Delfin был неплох. На протяжении всей истории его дорабатывали: облегчили, поставили новый двигатель. И летчики, которые учились на этих самолетах, всегда отмечали его надежность и легкость в управлении. Он «прощал» многие ошибки в пилотировании. До 1980-х годов учебно-тренировочные самолеты L-29 Delfin производились и поставлялись не только в военные училища, но и в учебные центры ДОСААФ.
– Благодаря этой экспозиции мы видим, как менялось вооружение нашей армии, – говорит научный сотрудник отдела военной истории Ярославского музея-заповедника Сергей Плигин. – Напротив музея – памятник солдату с пятизарядной винтовкой Мосина. Это самое простое, что было у солдата: винтовка, пара гранат, подсумок с патронами и лопатка. А заканчивается парк реактивной системой залпового огня.
У здания музея разместился торпедный аппарат подводной лодки М-104 «Ярославский комсомолец». Лодка была построена на средства, собранные ярославцами в Фонд обороны. На эти деньги были созданы также авиа-
эскадрилья, танковые колонны «Ярославский колхозник» и «Иван Сусанин».
Справа от торпедного аппарата – дивизионная пушка ЗИС-3. В народном варианте – «залп имени Сталина», официальное название – 76-миллиметровая дивизионная пушка образца 1942 года. С ее созданием связана почти детективная история.
– Ее изобретатель Василий Гаврилович Грабин представил ЗИС-3 артиллерийскому управлению в начале 1941 года, – рассказывает Сергей Плигин. – Она была уже готова к запуску в массовое производство. Однако бывший начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик заявил, что такая пушка войскам не нужна. Но Грабин верил в свое детище, считая, что Красной армии не хватает качественных дивизионных пушек, удобных и простых в изготовлении и применении. Под свою ответственность, договорившись с руководством горьковского завода, он собрал пушку и провел испытания. В январе 1942 года, когда конструктору удалось убедить Сталина, полевые испытания ЗИС-3 были уже пройдены. С фронтов приходили просьбы делать больше таких пушек: они были надежными и простыми в производстве. За время войны выпустили 65 тысяч таких орудий – это достойно Книги рекордов Гиннесса!
ЗИС-3 обслуживал артиллерийский расчет из шести человек. В боевое положение пушка приводилась за 30 – 40 секунд, но главное – боевой расчет мог своими силами перемещать ее по полю боя. Для нашей страны пушка ЗИС-3 стала одним из символов Победы.
С двух сторон от Аллеи полководцев расположились зенитно-ракетные комплексы С-75 и С-200. Это оружие послевоенного времени. ЗРК С-75 создан в 1950-е годы, С-200 десятилетием позже.
После Великой Отечественной войны нарушения советских границ самолетами США и стран НАТО носили массовый характер. Но первое удачное применение советского зенитно-ракетного комплекса С-75 произошло в Китае. 7 октября 1959 года высотный разведчик тайваньских ВВС был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина на высоте 20600 метров, пилот самолета погиб. Потом было сбито еще несколько самолетов, пилоты попали в плен. После этого полеты над территорией континентального Китая прекратились.
16 ноября 1959 года был уничтожен американский разведывательный аэростат уже над территорией СССР. И, наконец, 1 мая 1960 года над Свердловском зенитной ракетой был сбит американский высотный самолет-разведчик U-2, пилот которого попал в плен. Для американцев это стало настоящим шоком: самолет сбит на высоте 20 тысяч метров! Полеты над нашей страной им пришлось также прекратить.
– ЗРК С-75 активно применялись во время вьетнамской войны, ими было уничтожено две тысячи американских самолетов, 60 из них – тяжелые бомбардировщики, – продолжает рассказ Сергей Плигин. – Ракеты модифицировались, увеличивалась дальность запуска и мощность заряда. В 80-е годы их сняли с производства, а те, что уже были выпущены, оставили в качестве учебных: их запускали как воздушные мишени. Реактивные технологии не стояли на месте. В США и Европе стали появляться ракеты класса «воздух-земля» дальностью до трехсот километров. И в 1960-е годы в Советском Союзе был разработан зенитно-ракетный комплекс С-200 с дальностью пуска 300 км, поражающий цели на высоте 40 километров. Таким образом, СССР сумел создать беспрецедентную систему противовоздушной обороны, которая, словно зонтик, прикрывала всю территорию страны, – подводит итог Плигин. – Сумели объединить дивизионы С-75 и С-200. Первые работали на ближних дистанциях, вторые – на дальних. В современной России подобное повторить до сих пор не удается.
Тысячи советских летчиков учились летать на самолете L-29 Delfin, который производился в братской Чехословакии. Почему не на советских ЯКах? Ответ прост.
– В 1959 году был объявлен конкурс на разработку учебно-тренировочного самолета, единого для стран Варшавского договора, – объясняет Сергей Плигин. – В конкурсе участвовали три конструкторских бюро, с советским ЯК-30 боролись чехословацкий L-29 и польский TS-11. В результате испытаний лучшим по летным характеристикам и пилотажным качествам признали ЯК-30, даже польские летчики назвали его «красавцем». Однако Никита Сергеевич Хрущев решил по-своему, посчитав, что нашим союзникам надо дать возможность производить учебно-тренировочные самолеты.
Следует отметить, что L-29 Delfin был неплох. На протяжении всей истории его дорабатывали: облегчили, поставили новый двигатель. И летчики, которые учились на этих самолетах, всегда отмечали его надежность и легкость в управлении. Он «прощал» многие ошибки в пилотировании. До 1980-х годов учебно-тренировочные самолеты L-29 Delfin производились и поставлялись не только в военные училища, но и в учебные центры ДОСААФ.
Автор: Ирина Штольба
Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»
Великой Победе посвящается
06 мая 2019
Под Ярославлем прошли торжества, приуроченные к Дню Победы
Великой Победе посвящается
28 апреля 2023
Ярославцам рассказали, где можно получить Георгиевскую ленточку в этом году
Великой Победе посвящается
10 мая 2023
Губернатор пообещал военную технику отправить по всей территории Ярославской области
Великой Победе посвящается
16 мая 2023
Поезд Победы посетили сотни ярославцев
Великой Победе посвящается
29 января 2024
Ярославцы поздравили ветерана войны с днем рождения
Великой Победе посвящается
23 января 2019
В Ярославль прибыла Золотая эстафета Победы
Комментарии