10:37
вторник,
19 марта 2024 г.
-2.26
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 января 2023

Андрей Серов: Удариться головой о крыло

В 2023 году исполняется сто лет гражданской авиации России. История ярославской гражданской авиации всего на десять лет моложе российской. Но помним ли мы об этом? Помним ли мы, как всего несколько десятилетий назад долететь на самолете до отдаленного населенного пункта было таким же обычным делом, как сегодня доехать на машине? Но возрождение истории авиации – сейчас дело энтузиастов, членов клуба «Ярославский авиатор». Сегодня знакомимся с клубом, его деятельностью. А также – с его секретарем Андреем Серовым.
1 / 12

Забытая история

– Андрей, Ярославль и авиация – это не самое очевидное сочетание. Что вдруг сподвигло любителей авиации объединиться в клуб?

– Напротив, Ярославль и авиация очень даже связаны. Это богатейшая история. Впервые над Ярославлем полет был совершен 6 июля 1911 года – на заре авиации. Когда она еще только-только появилась в мире, в Ярославле полетел первый самолет! И с тех пор история Ярославля связана с историей авиации. Она активно развивалась в 30-е годы. Тогда страна призвала молодежь садиться на самолеты – стране срочно потребовалось 150 тысяч летчиков. И один из первых аэроклубов появляется именно у нас в Ярославле, это 1933 год. В этом году, 18 августа, ярославский аэроклуб отметит 90-летие.

Далее Великая Отечественная война. Ярославский аэроклуб подготовил очень много летчиков. И практически весь его летный и технический состав в 1942 году ушел на фронт. 15 летчиков аэроклуба были удостоены звания Героя Советского Союза – настолько качественно они были здесь подготовлены. Оборона Ярославля в годы Великой Отечественной войны средствами ПВО и авиации – у нас были аэродромы в Туношне, в Дядьково – сейчас это Фрунзенский район города, там базировалась военная авиация вплоть до 1960 года. Сейчас, наверное, мало кто помнит, но именно на этом месте базировался один из первых в стране отрядов реактивной авиации. А в самом городе был штаб авиационной дивизии. Аэропорт Туношна был военным с 1941 года до 1998-го. В 1953 году туда пришли полки, вернувшиеся еще с одного военного конфликта, засекреченного до 2000-х годов, – это противостояние Северной и Южной Кореи.

С 1960 по 1980 годы у нас активная история гражданский авиации, и связана она опять же с аэродромом в Дядьково. А с 1980 до 2000 года главные воздушные ворота Ярославля – аэродром Левцово.

Давайте посчитаем количество самолетов, которые были у нас, в Ярославской области, еще каких-то 30 – 40 лет назад. Военный аэродром Туношна – порядка 25 – 30 реактивных самолетов постоянно бороздят небо над Ярославлем во время учебных полетов и боевых дежурств. Аэродром Дядьково, а после 1980 года аэродром Левцово – порядка 70 единиц воздушной техники. Вертолеты разных типов, самолеты Ан-2. Авиационный учебный центр, один из пяти крупнейших в России на то время, оснащен вертолетами и самолетами Ан-2. Соседний с нами Рыбинск – порядка 15 самолетов Як-52 для первоначального обучения летчиков и еще несколько самолетов Ан-2. То есть в общей сложности у нас было более 150 воздушных судов!

– Как же так получилось, был такой воздушный парк, а сейчас про это мало кто помнит?

– История почему-то стала забываться, к сожалению. И задача нашего клуба – напомнить ярославцам о богатой истории авиации. И, надеюсь, авиационное будущее тоже очень богато. Аэродром Туношна сегодня развивается как гражданский аэропорт. Есть Левцово – частный аэродром авиации общего назначения. Есть в Ярославле и спортивный аэроклуб в «Карачихе», где занимаются парашютным спортом.

Что произошло? 90-е годы подкосили авиацию – страна, по сути, тогда выживала. Не пережил того стресса и авиапром. До 1990 года в нашей стране летали в основном на отечественных самолетах, никаких «Боингов», «Эйрбасов» не было. В отечественном парке были самолеты Ту, Ил, Як. Несколько КБ работали, была огромная авиационная промышленность. Только у нас в Ярославской области было более 30 сельских аэродромов, куда ежедневно можно было прилететь на самолете Ан-2.

По цене «Наполеона»

– В смысле из Ярославля в Брейтово или Некоуз можно было добраться самолетом?

– Да, в крупные или удаленные населенные пункты, куда дороги еще не было, ежедневно летали самолеты. Самый, наверное, распространенный маршрут из Ярославля был до Иванова. Туда летали самолеты каждый день по пять-шесть рейсов. Как маршрутки. Сейчас по дороге через Гаврилов-Ям можно доехать до города Иванова в течение часа. Тогда ее еще не было. Можно было доехать туда только через Кострому, автобус шел 7,5 часа.
А насколько была востребована санавиация при отсутствии дорог! При первой необходимости врач приходил на аэродром, вылетал в отдаленную деревню и там оказывал медицинскую помощь. Это было очень востребовано.

Еще с помощью авиации шла обработка лесов и полей от вредителей, посыпали поля удобрениями. Работы у авиации кроме пассажирских перевозок было полно. И наши летчики работали не только в Ярославле, но и по всей стране и даже далеко за ее пределами. И в ГДР, и в Чехословакии, и в Индии работали ярославские экипажи. Да что там говорить, наши ярославские летчики и техники восемь раз участвовали в экспедициях в Антарктиде!

– В качестве кого?

– В своем непосредственном качестве. Они доставляли грузы, обслуживали самолеты. Южный полюс Земли – это далеко. Сегодня авиаторы-ветераны с удовольствием рассказывают об этих событиях начала 80-х годов. Всего было около 30 советских арктических экспедиций, и в восьми из них участвовали ярославские пилоты и техники. Конечно, только два месяца надо было плыть туда. Самолеты разбирали, грузили на корабли, через Австралию добирались до Антарктиды и около двух-трех недель работали там. И возвращались обратно – условия там были очень сложные.

Обо всем этом и собирает историю наш клуб «Ярославский авиатор». Встречаемся с ветеранами, записываем за ними. Есть фотографии, видеоматериалы. Недавно нашли кинопленку в совершенно непотребном виде, 1969 года, а на ней фильм «Один день из жизни аэропорта «Ярославль», снятый ярославским отрядом, который тогда базировался в Дядькове (сейчас Фрунзенский район). Был аэровокзал и много направлений – Вологда, Иваново, Кострома, Москва и даже Санкт-Петербург. На Север летали. Да и внутри региона полно мест, куда можно было улететь. Это была обыденная и не очень дорогая история – прилететь из деревни в областной центр, купить, что нужно, и улететь обратно.

Для сравнения: можем сказать, что билет в Рыбинск или Иваново стоил три рубля. Билет на автобус до того же Иванова тогда стоил 2 рубля 80 копеек. Самолет летит 35 минут, 7,5 часа – на автобусе. Разница ощутимая! Поэтому многие летали самолетами, и это было нормально. Сравним: торт «Наполеон» в советское время стоил три рубля.

– То есть в Иваново по стоимости торта «Наполеон»?

– Да. Или два обеда в столовой, таких комплексных, хороших. Не так и дорого, позволить это мог себе каждый. Поэтому спрос на авиационные перевозки был огромный.

В области проводился огромный комплекс авиационно-химических работ. Наши летчики и технический состав не однократно были командированы за рубеж, в ГДР, там выполняли работы. В Средней Азии – Таджикистан, Узбекистан, обрабатывали поля, туда летали на своих самолетах. Коллектив авиапредприятия был большой – до 700 человек.

На соцсоревнованиях, которые проводились в Советском Союзе среди авиапредприятий, и ярославцы всегда были впереди, а порой занимали и первое место по стране. Летно-технический состав был очень качественный, постоянно обучался. Тогда, в 90-е, чуть-чуть не дотянули до большого аэропорта в Левцово. К сожалению, перестройка подкосила отрасль, а планы были грандиозные. Хотели увеличить взлетно-посадочную полосу аэропорта до трех километров и принимать самолеты Ту-134. Вот это была бы история!

Чуть-чуть не успели

– И тогда бы авиасообщение между Ярославлем и другими городами было бы не таким, как сейчас, когда аэропорт Туношна долго и мучительно возрождают, а было бы в порядке вещей…

– Конечно, это был бы крупный аэропорт общероссийского значения. Со временем он мог стать и международным. Он таким и планировался: огромные территории, более 75 аэропортовых объектов уже было построено. И мастерские, и гостиница на 200 человек, планировался свой ресторан – словом, большой современный по тем временам аэропортовый комплекс.

– Но немножко не успели?

– Чуть-чуть. Но, история все равно богатейшая. Скажу больше. Сегодня благодаря нашим друзьям в ярославском архиве находятся документы, которые подтверждают, что Ярославль вообще мог бы быть авиационной столицей нашей страны.

– А что в этом помешало Ярославлю?

– Первая мировая война. Наш моторный завод, который был построен инженером и предпринимателем Владимиром Лебедевым, изначально должен быть авиационным. И даже под него были выделены земли. Точнее, планировалось построить два завода, один для производства аэропланов, второй – воздушных винтов. И еще один завод, Щетинина, планировалось построить на берегу реки Волги, где сейчас поселок Сокол. Он должен был выпускать авиационные лодки, тогда это было очень модно.

– Что такое авиационная лодка?

– Это самолет-амфибия, который садится не на землю, а на воду. Можно было бы на Волгу сесть, на какое-то озеро, для этого не требовалось делать взлетно-посадочную полосу или готовить специальное поле. Эти лодки в то время были очень востребованы. Но Первая мировая война заканчивается, а самолеты планировалось строить военные, и производство перенесли под Санкт-Петербург. А в Ярославле Лебедев решил заняться автомобилестроением, впоследствии – моторостроением. Завод стал автомобильным, но мог бы…

Достойны музея

– Вы в клубе возрождаете эту историю?

– Мы ее собираем. История незаслуженно забыта. Почему-то раньше при обилии авиационной истории ее никто не собирал, не структурировал. Вся история сейчас – в воспоминаниях ветеранов, в архивных документах. Но четкой структуры никогда не было. И сейчас наша большая задача – создать областной музей ярославской авиации. Ведь у нас в Ярославле очень хорошие традиции и в спортивной авиации – здесь проводились всероссийские соревнования по вертолетному спорту. Мало того, у нас в городе сейчас живет шестикратный чемпион мира по вертолетному спорту, легенда мировой вертолетной авиации Валерий Александрович Смирнов, он член нашего клуба, нам активно помогает в сборе информации. Есть ветераны, которые в небе провели по 15 – 20 тысяч часов. Это, по сути дела, полжизни в небе! Их рассказы о том, как тогда проходила их жизнь в небе, безумно интересны. Есть военные летчики – из того полка, который базировался до 1994 года на аэродроме Туношна. Он был уникальным, техника на тот момент была самая современная – самолет Миг-23 с изменяемой формой крыла прямо в полете.

Так что Ярославль достоин хорошего авиационного музея, история у нас очень богата, и ее необходимо сохранить. Одна из целей создания музея – сделать что-то такое, чем наша молодежь могла бы гордиться. Мы должны донести не постоянное нытье о том, что все плохо, что у нас все время какие-то проблемы, а то, что у нас богатая история. У нас можно гордиться не только Валентиной Владимировной Терешковой, которая наш ярославский космонавт, но и Борисом Валентиновичем Волыновым…

– Терешкову все знают, а Волынова – нет.

– То, что у нас Волынов четыре года служил на аэродроме Дядьково, учился здесь летать на самолете Миг-17 и отсюда пошел в первый отряд космонавтов – далеко не все знают. Борис Валентинович помнит прекрасно Ярославль. Так что это еще один человек из Ярославля, связанный с авиацией и космонавтикой. И об этом, конечно, молодежь должна знать.

Есть у нас и герои Первой мировой войны, например, Леонид Ефимов, известный летчик, четырежды кавалер ордена Георгиевского креста – три солдатских, один офицерский. А сколько Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны! Они здесь, в Ярославле, учились летать и защитили нашу страну.

Мало кто знает, как в годы Великой Отечественной войны работали наши оборонные предприятия, в том числе и на авиационную промышленность. Наш шинный завод в годы войны выпускал до 70 процентов всех покрышек для самолетов. Это серьезно!

Интересная профессия

– Хорошо, история у нас богатая, вы ее возрождаете. А дальше? Молодежь интересуется небом?

– Молодежь интересуется. Для молодежи сейчас важно все потрогать руками, посмотреть вживую, поэтому у нас на аэродроме Левцово есть несколько экспозиций, посвященных военной и гражданской авиации, куда можно прийти на экскурсию, посмотреть, как устроен аэродром, как раньше был устроен аэропорт, познакомиться с его инфраструктурой, авиационными профессиями. Можно даже сесть за штурвал самолета или вертолета – у нас это возможно.

– Просто сесть или заставить эту махину двигаться?

– Ну, мы рассказываем о профессиях диспетчера, штурмана, летчика. А каждый для себя выбирает, что ему хочется. Если у молодого человека или девушки есть желание продолжить заниматься, то можно прийти к нам в клуб и подготовить себя к профессии. Конечно, за время одной экскурсии не расскажешь, как управлять самолетом, только в общих чертах. Но есть возможность сесть за настоящий штурвал, подержаться за него, а не за компьютер или джойстик, – глаза немного по-другому загораются.

– Загораются?

– У некоторых - да. К сожалению, не у всех. Но есть ребята, которые увлекаются техникой, они начинают спрашивать, а как выучиться, куда поступить, что это за профессия, сколько денег зарабатывает пилот. Мир можно посмотреть, да и нашу огромную страну, она сверху очень красивая.

– А вы даете возможность сверху посмотреть?

– К сожалению, сейчас нет такой возможности. Это раньше в аэроклубах уже в десятом классе могли выучиться на пилота-спортсмена и самостоятельно управлять самолетом или вертолетом. Удостоверение пилота-спортсмена получали практически вместе со школьным аттестатом. А дальше можно было идти в гражданское или военное училище и совершенствовать свои знания.

Как реализовать мечту

– Сейчас такой стереотип, что малая авиация – это дело очень состоятельных людей. Не каждый может себе позволить заиметь самолетик.

– Да, частный самолет – это достаточно дорогостоящая история. Но что может остановить человека, когда у него есть мечта?

– И как же реализовывать эту мечту?

– Если мы хотим стать настоящим гражданским или военным летчиком, то обучение идет в высших учебных заведениях, оно длится несколько лет, и это уже профессия. Если же хотим быть частным пилотом, для этого есть частные учебные заведения, обучение там длится около полугода. Но, понятно, для этого нужно хорошее здоровье. Сначала надо себя подготовить физически, а потом уже – теория и практика.

В ценовых категориях – обучение обойдется примерно в миллион триста тысяч. Это с учетом аренды самолета, пилота. Около 40 часов должны налетать вместе с инструктором, а потом и самостоятельно, пройти теоретическую наземную подготовку на авиатренажерах. И после сдачи экзаменов выдадут удостоверение частного пилота. Не коммерческого! То есть вы не сможете перевозить пассажиров или грузы. А только летать самостоятельно.

– Можно трудоустроиться пилотом к миллионеру?

– Не получится, это уже коммерческие перевозки. Можно только для себя, вы – пилот-любитель, а не профессионал. Но путешествовать по стране со своей семьей вполне сможете.

– Да, дело за малым – за самолетом.

– Самолет тоже не проблема. Конечно, не так много на сегодня отечественных разработок в этом направлении. Но есть зарубежные, стоимостью от полутора миллионов рублей.

– Сопоставимо со стоимостью машины.

– Да, некоторые автомобили даже дороже, чем самолеты. Но есть один нюанс – этот самолет нужно обслуживать. Автомастерских у нас полно, а вот мастерских для ремонта самолетов – не так много. Где-то хранить его нужно. Нужна взлетно-посадочная полоса. Ну, вертолеты некоторые хранят просто у себя в огороде, если участок позволяет. Это тоже возможно – зарегистрировать у себя такую площадку и прилетать на загородный участок. Так что было бы желание, и мечта любая сбывается.

Прийти и остаться

– Кто основной костяк клуба? Люди с авиационным прошлым? Любители истории авиации?

– Это симбиоз таких людей. Клуб у нас был организован 19 декабря 2019 года. Тогда возникло понимание, что есть потребность в этих людях, в ветеранах. И возникло желание объединиться в сообщество, чтобы совместными усилиями сохранять историю. У нас есть и любители авиации, и ветераны, и действующие пилоты, которые летают, конечно, не в Ярославле, так как у нас в Ярославской области нет своих самолетов. Но кто-то летает в авиакомпаниях. Мы держим руку на пульсе в отношении того, что сегодня происходит в отрасли. Уже более 140 человек в клубе, включая тех, кто заполнил анкеты о желании участвовать в клубной деятельности. В основном, конечно, это жители города Ярославля, но есть и из других городов – Рыбинска, Переславля, Углича.

– Расскажите о вашем пути в клуб и авиацию?

– В историю малой авиации я пришел точно таким же путем, как сегодня общаемся, – пришел брать интервью у Михаила Владимировича Скворцова, человека, который взял на себя бремя сохранять историю и аэродром Левцово, руководителя и председателя клуба, руководителя комплекса «Левцово». Мне тоже стало интересно, что это за любовь такая к авиации, как это возможно сегодня. Будучи журналистом, брал у него интервью, и настолько все это понравилось, что решил поменять профессию и уйти в авиацию. Что главное, когда приходишь в авиацию? Не удариться о крыло головой. Это летчики так шутят. И все, это навсегда. Тут либо приходишь и остаешься, либо не нравится, уходишь и не возвращаешься. Но, как правило, приходят и остаются многие.

– О второе крыло нет желания удариться?

– Конечно, стать летчиком, космонавтом – это детская мечта, как у любого мальчишки Советского Союза. Было чем гордиться, были примеры. Сейчас, спустя полвека своей жизни, понимаешь, тогда не получилось – были обстоятельства, сейчас появляется возможность вернуться к той мечте, и надо ее реализовать.

– Авиация – это больше про романтику и мечту или про профессию?

– Если мы окунемся в историю авиации, то увидим, что на заре авиастроения летчики всегда были такими небожителями. Это был такой штучный человек – ну как это, летит! По небу! Как птица! Свободен! Ведь не каждый мог это себе позволить. Да и сегодня не каждый может. Это некая такая эксклюзивность, некий героизм. Не все могут набраться храбрости и подняться в небо. Не каждый готов.

Два часа улыбки

– Почему не каждый?

– Кто-то боится высоты, у кого-то есть страх перед техникой. Одно дело, когда мы летим на пассажирском самолете, смотрим в иллюминатор и не понимаем всей технологии полета, другое – когда сидишь в кабине и управляешь самолетом или вертолетом. Это совершенно другая ответственность, другое понимание мироощущения. Здесь не каждый может психологически справиться.

– В чем загвоздка-то?

– Надо пробовать, так не объяснишь. Надо садиться и подниматься в воздух. Я видел учебно-тренировочные полеты, когда человек в первый раз садится в самолет и совершает полет и ему все понравилось, то после приземления он часа два просто улыбается. Это всегда. Улыбка не сходит часа два минимум. Это ощущение полета настолько глубокое! Есть такое понятие «заболел авиацией» – постоянное желание летать возникает после первого полета. Ты хочешь все время в небо, потому что возникает такое состояние, которое очень трудно передать. Конечно, для тех ветеранов, которые провели в небе по 15 – 20 тысяч часов, это обыденная профессия. Но все летчики не откажутся лишний раз подняться в небо.

– За штурвалом или в качестве пассажира?

– Пассажиром – если на частном самолете, и ты находишься рядом с пилотом, видишь все происходящее. На обычном самолете пассажиром – это уже не то, конечно.

Кстати, все аэроклубы в Ярославле или Рыбинске начинались не так, что государство купило самолет, идите и занимайтесь. Нет, всю технику закупали для своих рабочих наши предприятия – «Красный Перекоп», СК-1, моторный, шинный заводы. Для того чтобы рабочие занимались в свободное от работы время, развивая тем самым авиационную историю нашей страны. Сейчас совсем другой подход: дай-ка, государство, мне самолет, я буду учиться, дайте мне парашют, я прыгну. Но, наверное, тогда не было интернета, а заниматься чем-то было надо, поэтому люди занимались спортом, авиастроением, моделированием. Сейчас время другое.
Фото с сайта aviator76.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Знакомьтесь, Ярославцы»

Читать