9 марта 2023
Вячеслав Махаличев: Престиж рабочей специальности
Ярославская область – один из первых регионов, где началась реализация проекта «Профессионалитет». Автомеханический колледж – одно из тех учебных заведений региона, которое присоединилось к проекту. О том, что это за проект, какие преимущества он дает выпускникам, разговариваем с новым героем проекта «Знакомьтесь, ярославцы» мастером производственного обучения по специальностям токарь, фрезеровщик Вячеславом Махаличевым.
– Вячеслав, автомеханический колледж участвует в программе «Профессионалитет». Расскажите об этом.
– Да, мы вступили в этот проект, выиграли конкурс среди учебных заведений. Нас выбрали, скажем так, по ряду критериев. И теперь мы стараемся реализовывать его. Предстоит замена оборудования, ремонт, разработка новых учебных программ. Сейчас этим занимается у нас основная масса преподавателей. Работы много. В этом учебном году идет подготовка. А со следующего учебного года будем набирать студентов по направлению профессионалитет.
– То есть когда будете набирать новых первокурсников, они уже будут знать, что они станут учиться в рамках профессионалитета?
– Да, это будет уже совсем иная программа, не та, по которой обучаем сейчас. Они набирались на другие профессии, у них другие договоры, другие программы.
– Какие выгоды и преимущества дает студентам образование по программе профессионалитета?
– Прежде всего это выигрыш в сроке обучения – два года вместо трех. Студенты быстрее смогут начать работать. Конечно, звучат мнения, что не хватит времени на подготовку профессионала. Но есть и те, кто говорит, что нужно быстрее готовить, в этом нет ничего такого сложного. Просто будет другая программа.
– По вашему ощущению, профессионалитет будет способствовать повышению престижа рабочей специальности?
– Почему бы и нет. Проект уже есть, о нем говорят, он на слуху. Люди интересуются профессионалитетом, спрашивают. Я думаю, интерес все-таки будет повышаться. Но вот насколько это изменит престиж профессии, сложно говорить.
– Большой сюда конкурсный набор?
– У нас идет конкурс аттестатов. Определяют средний балл, и на его основе зачисляют в определенную группу. Что касается наладчиков или технологии машиностроения, то же самое – конкурс аттестатов.
– То есть если девятиклассник или одиннадцатиклассник не хочет стресса в виде ЕГЭ или ОГЭ, то этот вариант может стать для него выходом.
– Думаю, в таком случае есть смысл идти в колледж обучаться либо на специальность, либо осваивать рабочую профессию. И потом уже через 2-3 года можно спокойно работать. А если мы говорим про профессионалитет, то через два года ты уже готовый специалист, выходи на рабочее место и зарабатывай деньги.
– А за счет чего в профессионалитете сокращается программа?
– Разница в том, что в профессионалитете будет более узкая направленность. По нынешним программам мы готовим ребят более широко. Те же самые наладчики у нас проходили и токарную, и фрезерную, и шлифовальную подготовку. Сейчас будет узкая специализация. Токарные либо фрезерные станки. Год готовим токарей, год фрезеровщиков.
– А выпускник потом найдет себе работу с такой узкой специализацией?
– Конечно, найдет. В силу того что это все-таки первый этап профессионалитета, потом будут изменения в программу. Что-то будем уплотнять или расширять как раз эти профессии.
– По программе профессионалитет студенты будут изучать общеобразовательные дисциплины?
– Да, общеобразовательный курс обязательно будет. Общеобразовательную школу никто не отменял, студенты будут получать среднее образование плюс узкую специализацию.
– Эта узкая специализация останется на том уровне, что сейчас, или станет глубже?
– С учетом того времени, которое нам отводится, думаю, на том же уровне, ничем не хуже и не лучше.
– Могут ли выпускники колледжа получать высшее образование?
– Точную цифру тех, кто поступает в вузы, не скажу. Но есть такие ребята. Они заявляются на ЕГЭ и по его результатам поступают в высшие учебные заведения. Здесь, как в обычной школе, по общим правилам сдают ЕГЭ на все тех же основаниях. Чаще выбирают тот же профиль. Они уже с опытом некой работы, даже практическим опытом, профессию видят уже с другой стороны.
Есть такой момент, как армия. Ее никто не отменял, и поэтому после выпуска ребята все уходят на службу. И уже после армии они самостоятельно выбирают себе место работы, мы влиять на это никак не можем. Конечно, у них есть определенные приоритеты – они все-таки осваивают и военные специальности. Иногда они схожи с гражданскими, например, те же самые электрики или механик-водитель. Мы готовим по специальности ремонт автотранспорта. А выпускники осваивают и военную специальность, например, механик-водитель, у кого еще есть водительское удостоверение. Получается, что по возвращении из армии у человека есть специальность, которую он получил здесь, и вторая, военная. Может быть ситуация абсолютно противоположная, как в моем случае. Я обучался на металлообработке, в армию меня взяли как электрика-электромонтера. То есть я из армии пришел уже с дополнительной профессией электрика.
– Пригодилось?
– Да, очень. Практически везде приходится иметь дело с электрооборудованием, с осветительными системами. Да и дома лампочки сам вворачиваю.
– А в процессе обучения будут дополнительные конкурсы, активности, которые будут направлены на популяризацию самого направления, программы?
– Конкурсы мастерства мы проводим в принципе – как внутри учебного заведения, так и на региональном уровне. У нас ребята успешно участвуют.
– Специальность для программы профессионалитета выбирали по госзаказу или сами определяли, каким будет направление?
– Направление уже изначально определено – у нас это металлообработка. Вот и предполагали, чем будем заниматься. Мы заявлялись именно на направление машиностроение, обработка металла для машиностроения.
– Но в принципе знания по металлообработке, которые получат студенты, применимы не только в машиностроении?
– Металлообработка может быть везде. В принципе везде будут те же самые станки, в любой отрасли. Не важно, для каких целей, будь то производство поезда, вагонов, автомобилей, деталей для самолета. Сейчас все переходят на автоматический труд, на работу на станке с числовым программным управлением. Ручного труда тут будет все меньше и меньше, будет все больше интеллектуального труда. Поэтому говорить, что это высокая физическая нагрузка, нельзя.
Работают специалисты в помещении, где тепло, сухо, никакой пыли, лишней грязи. Это условия эксплуатации оборудования. Даже вплоть до определенной температуры и влажности воздуха.
– Если сравнивать с тем, каким было оборудование в двадцатом веке, в советские годы, сейчас оно сильно поменялось?
– Что касается самой технологии металлообработки, она, наверное, не изменилась. А вот оборудование усовершенствовалось. В частности, огромными шагами идет усовершенствование на станках с числовым программным управлением. А что касается работы на универсальных станках, то есть той технологии, без которой нельзя освоить станки с ЧПУ, то она осталась прежней. Оборудование, понятно, устаревает, сейчас более современные станки. Но если говорить о его устройстве, оно осталось прежним. То есть внешний вид изменился, но возможности остались прежние.
– Еще один стереотип – сейчас такое высокотехнологичное оборудование, что для того чтобы научиться на нем работать, нужно освоить какие-то уникальные навыки. Это так?
– В принципе я бы сказал, да, там требуется ряд более углубленных познаний технологий обработки металлов, математики, физики. Но это основа, без которой нельзя двигаться. Если ты не знаешь технологии работы на универсальном станке, на станке с числовым программным управлением, просто делать нечего. Все принципы работы, сама технология перекладывается с той обработки на эту, но уже в цифровом виде. Программами управляет станок, но оператор следит за работой данного оборудования. В любом случае надо знать основу. Если ты умеешь работать на универсальном станке, то тебе будет проще освоить уже работу на станках с ЧПУ.
– Несколько лет назад стали популярными конкурсы WorldSkills, это как раз первый этап, когда стали уделять внимание рабочим специальностям. Ваши студенты участвовали в подобных конкурсах профессионального мастерства?
– Если говорить обо мне, то я отправлял своих студентов на промежуточный этап конкурса, тоже готовил ребят несколько лет назад. К сожалению, не совсем удачно тогда выступили. Что касается колледжа в целом, то у нас ребята успешно выступают по направлению электромонтер, занимали и призовые места.
– Там сложные конкурсные задания?
– Задания очень сложные, требуется очень профессиональная работа. Например, я выезжал на компетенцию токарь. Там требовалось написать управляющую программу по чертежу, подготовить оборудование, инструмент, настроить станок, ввести управляющую программу, обработать данную деталь и получить готовое изделие.
– Это примерно то, чем занимается рабочий в своей повседневной работе, или что-то более сложное?
– Я бы сказал, на конкурсе требуется выполнить более сложное задание. В повседневной работе требуется контролировать размеры, корректировать их на станке, смотреть за техническим обслуживанием и эксплуатацией, следить за тем, как работает оборудование, и в случае необходимости корректировать работу, настраивать, проводить наладку. Там выполняется одна и та же работа, изготавливается одна и та же деталь каждодневно, целыми сменами. Единственное усложнение может быть, когда этот станок ты перенастраиваешь, переналаживаешь на другую деталь, переходишь с одной продукции на другую. Тут посложнее. Но именно этот процесс отрабатывается на конкурсах WorldSkills.
– У студента, который успешно принимал участие в конкурсе, будут какие-то преимущества при трудоустройстве?
– Думаю, да. Как минимум во владении оборудованием, управляющими устройствами. То есть он с ними знаком, можно сказать, разговаривает на ты. Поэтому, конечно же, при устройстве на работу это будет большой плюс.
– Да, мы вступили в этот проект, выиграли конкурс среди учебных заведений. Нас выбрали, скажем так, по ряду критериев. И теперь мы стараемся реализовывать его. Предстоит замена оборудования, ремонт, разработка новых учебных программ. Сейчас этим занимается у нас основная масса преподавателей. Работы много. В этом учебном году идет подготовка. А со следующего учебного года будем набирать студентов по направлению профессионалитет.
– То есть когда будете набирать новых первокурсников, они уже будут знать, что они станут учиться в рамках профессионалитета?
– Да, это будет уже совсем иная программа, не та, по которой обучаем сейчас. Они набирались на другие профессии, у них другие договоры, другие программы.
– Какие выгоды и преимущества дает студентам образование по программе профессионалитета?
– Прежде всего это выигрыш в сроке обучения – два года вместо трех. Студенты быстрее смогут начать работать. Конечно, звучат мнения, что не хватит времени на подготовку профессионала. Но есть и те, кто говорит, что нужно быстрее готовить, в этом нет ничего такого сложного. Просто будет другая программа.
– По вашему ощущению, профессионалитет будет способствовать повышению престижа рабочей специальности?
– Почему бы и нет. Проект уже есть, о нем говорят, он на слуху. Люди интересуются профессионалитетом, спрашивают. Я думаю, интерес все-таки будет повышаться. Но вот насколько это изменит престиж профессии, сложно говорить.
– Большой сюда конкурсный набор?
– У нас идет конкурс аттестатов. Определяют средний балл, и на его основе зачисляют в определенную группу. Что касается наладчиков или технологии машиностроения, то же самое – конкурс аттестатов.
– То есть если девятиклассник или одиннадцатиклассник не хочет стресса в виде ЕГЭ или ОГЭ, то этот вариант может стать для него выходом.
– Думаю, в таком случае есть смысл идти в колледж обучаться либо на специальность, либо осваивать рабочую профессию. И потом уже через 2-3 года можно спокойно работать. А если мы говорим про профессионалитет, то через два года ты уже готовый специалист, выходи на рабочее место и зарабатывай деньги.
– А за счет чего в профессионалитете сокращается программа?
– Разница в том, что в профессионалитете будет более узкая направленность. По нынешним программам мы готовим ребят более широко. Те же самые наладчики у нас проходили и токарную, и фрезерную, и шлифовальную подготовку. Сейчас будет узкая специализация. Токарные либо фрезерные станки. Год готовим токарей, год фрезеровщиков.
– А выпускник потом найдет себе работу с такой узкой специализацией?
– Конечно, найдет. В силу того что это все-таки первый этап профессионалитета, потом будут изменения в программу. Что-то будем уплотнять или расширять как раз эти профессии.
– По программе профессионалитет студенты будут изучать общеобразовательные дисциплины?
– Да, общеобразовательный курс обязательно будет. Общеобразовательную школу никто не отменял, студенты будут получать среднее образование плюс узкую специализацию.
– Эта узкая специализация останется на том уровне, что сейчас, или станет глубже?
– С учетом того времени, которое нам отводится, думаю, на том же уровне, ничем не хуже и не лучше.
– Могут ли выпускники колледжа получать высшее образование?
– Точную цифру тех, кто поступает в вузы, не скажу. Но есть такие ребята. Они заявляются на ЕГЭ и по его результатам поступают в высшие учебные заведения. Здесь, как в обычной школе, по общим правилам сдают ЕГЭ на все тех же основаниях. Чаще выбирают тот же профиль. Они уже с опытом некой работы, даже практическим опытом, профессию видят уже с другой стороны.
Есть такой момент, как армия. Ее никто не отменял, и поэтому после выпуска ребята все уходят на службу. И уже после армии они самостоятельно выбирают себе место работы, мы влиять на это никак не можем. Конечно, у них есть определенные приоритеты – они все-таки осваивают и военные специальности. Иногда они схожи с гражданскими, например, те же самые электрики или механик-водитель. Мы готовим по специальности ремонт автотранспорта. А выпускники осваивают и военную специальность, например, механик-водитель, у кого еще есть водительское удостоверение. Получается, что по возвращении из армии у человека есть специальность, которую он получил здесь, и вторая, военная. Может быть ситуация абсолютно противоположная, как в моем случае. Я обучался на металлообработке, в армию меня взяли как электрика-электромонтера. То есть я из армии пришел уже с дополнительной профессией электрика.
– Пригодилось?
– Да, очень. Практически везде приходится иметь дело с электрооборудованием, с осветительными системами. Да и дома лампочки сам вворачиваю.
– А в процессе обучения будут дополнительные конкурсы, активности, которые будут направлены на популяризацию самого направления, программы?
– Конкурсы мастерства мы проводим в принципе – как внутри учебного заведения, так и на региональном уровне. У нас ребята успешно участвуют.
– Специальность для программы профессионалитета выбирали по госзаказу или сами определяли, каким будет направление?
– Направление уже изначально определено – у нас это металлообработка. Вот и предполагали, чем будем заниматься. Мы заявлялись именно на направление машиностроение, обработка металла для машиностроения.
– Но в принципе знания по металлообработке, которые получат студенты, применимы не только в машиностроении?
– Металлообработка может быть везде. В принципе везде будут те же самые станки, в любой отрасли. Не важно, для каких целей, будь то производство поезда, вагонов, автомобилей, деталей для самолета. Сейчас все переходят на автоматический труд, на работу на станке с числовым программным управлением. Ручного труда тут будет все меньше и меньше, будет все больше интеллектуального труда. Поэтому говорить, что это высокая физическая нагрузка, нельзя.
Работают специалисты в помещении, где тепло, сухо, никакой пыли, лишней грязи. Это условия эксплуатации оборудования. Даже вплоть до определенной температуры и влажности воздуха.
– Если сравнивать с тем, каким было оборудование в двадцатом веке, в советские годы, сейчас оно сильно поменялось?
– Что касается самой технологии металлообработки, она, наверное, не изменилась. А вот оборудование усовершенствовалось. В частности, огромными шагами идет усовершенствование на станках с числовым программным управлением. А что касается работы на универсальных станках, то есть той технологии, без которой нельзя освоить станки с ЧПУ, то она осталась прежней. Оборудование, понятно, устаревает, сейчас более современные станки. Но если говорить о его устройстве, оно осталось прежним. То есть внешний вид изменился, но возможности остались прежние.
– Еще один стереотип – сейчас такое высокотехнологичное оборудование, что для того чтобы научиться на нем работать, нужно освоить какие-то уникальные навыки. Это так?
– В принципе я бы сказал, да, там требуется ряд более углубленных познаний технологий обработки металлов, математики, физики. Но это основа, без которой нельзя двигаться. Если ты не знаешь технологии работы на универсальном станке, на станке с числовым программным управлением, просто делать нечего. Все принципы работы, сама технология перекладывается с той обработки на эту, но уже в цифровом виде. Программами управляет станок, но оператор следит за работой данного оборудования. В любом случае надо знать основу. Если ты умеешь работать на универсальном станке, то тебе будет проще освоить уже работу на станках с ЧПУ.
– Несколько лет назад стали популярными конкурсы WorldSkills, это как раз первый этап, когда стали уделять внимание рабочим специальностям. Ваши студенты участвовали в подобных конкурсах профессионального мастерства?
– Если говорить обо мне, то я отправлял своих студентов на промежуточный этап конкурса, тоже готовил ребят несколько лет назад. К сожалению, не совсем удачно тогда выступили. Что касается колледжа в целом, то у нас ребята успешно выступают по направлению электромонтер, занимали и призовые места.
– Там сложные конкурсные задания?
– Задания очень сложные, требуется очень профессиональная работа. Например, я выезжал на компетенцию токарь. Там требовалось написать управляющую программу по чертежу, подготовить оборудование, инструмент, настроить станок, ввести управляющую программу, обработать данную деталь и получить готовое изделие.
– Это примерно то, чем занимается рабочий в своей повседневной работе, или что-то более сложное?
– Я бы сказал, на конкурсе требуется выполнить более сложное задание. В повседневной работе требуется контролировать размеры, корректировать их на станке, смотреть за техническим обслуживанием и эксплуатацией, следить за тем, как работает оборудование, и в случае необходимости корректировать работу, настраивать, проводить наладку. Там выполняется одна и та же работа, изготавливается одна и та же деталь каждодневно, целыми сменами. Единственное усложнение может быть, когда этот станок ты перенастраиваешь, переналаживаешь на другую деталь, переходишь с одной продукции на другую. Тут посложнее. Но именно этот процесс отрабатывается на конкурсах WorldSkills.
– У студента, который успешно принимал участие в конкурсе, будут какие-то преимущества при трудоустройстве?
– Думаю, да. Как минимум во владении оборудованием, управляющими устройствами. То есть он с ними знаком, можно сказать, разговаривает на ты. Поэтому, конечно же, при устройстве на работу это будет большой плюс.
Автор: Ольга Скробина
Фото - ВК Автомеханический колледж
Фото - ВК Автомеханический колледж
Другие новости раздела «Знакомьтесь, Ярославцы»
Знакомьтесь, Ярославцы
08 февраля 2023
Артем Шабанов: Я маленький человек, не герой
Знакомьтесь, Ярославцы
16 марта 2023
Нет ничего лучше, чем слышать «Найден, жив!»
Знакомьтесь, Ярославцы
23 марта 2023
Павел Судаков: Никогда не стремился пойти на тренерскую работу
Знакомьтесь, Ярославцы
18 января 2023
Алла Волкова: Просто я очень люблю животных
Знакомьтесь, Ярославцы
22 ноября 2023
Наталья Едемская: по зову души и сердца
Знакомьтесь, Ярославцы
20 февраля 2023
Валентин Степанов: Знания воздушно-капельным путем не передаются
Комментарии