А конфеты как дивно одеты!
Новый год с детства воспринимается как украшенная елка, мандарины и, конечно, много конфет – целый новогодний подарок самых разных конфет.Сладкие модницы
В Музее истории города открыта выставка «Рождественский сюрприз», на которой можно посмотреть кондитерские упаковки времен царской России и СССР. Экспозиция, уже третья по счету, является продолжением дружественных отношений со столичным Музеем истории шоколада и какао «МИШКа», расположенным на территории Бабаевской фабрики. По тому, как «одета» конфета, можно было судить о главных событиях в стране, о модных тенденциях в искусстве и литературе, о развитии технического прогресса и изменении вкуса потребителей.
К 1913 году в России было зарегистрировано 142 кондитерских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тысяч тонн. «Шоколадом лечили печаль», как говаривала Марина Цветаева, а уж кондитерские магнаты поистине умели угодить взыскательным покупателям.
Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей – это были настоящие маленькие произведения искусства. В наборы вкладывали почтовые открытки, книжицы, посвященные истории страны, басни, дамские романы, расписание движения поездов, театральные афиши. Для фабрики «Эйнемъ» писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галоп». О названиях хочется сказать особо. Так, был торт «Полюби меня» разной цены. Покупатели-острословы говорили продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля.
Коробки в виде фонаря, подковы, матрешки, всевозможных сундучков – на оформление не скупились. В списке «конфетных дизайнеров» были Михаил Врубель, Иван Билибин, братья Васнецовы. Оригинально смотрится конфетная коробка в виде автомобиля с шофером и «Домик дедушки Крылова», над которой потрудились знаменитые Кукрыниксы. Громкие имена скрывали – боялись, что фабрики-конкуренты переманят живописцев.
Прибегали и к хитростям. К примеру, помещали в коробку открытки из серии «Города России», нумеровали их. Разумеется, находилась масса желающих собрать всю коллекцию. Жестяные банки отличались помимо красоты функциональностью. Скормив лакомство детям, хозяйки тут же приспосабливали их под крупу или сахар. Упаковкой можно было и благополучно играть. Такова копилка с крутящимися головами, которых было в два раза больше, чем персонажей. Ребенок был занят целый день.
Шоколадный король
К слову, сладости с подарком (игрушкой, мозаикой, открыткой) впервые выпустил «папа» «Гусиных лапок» и создатель обернутых в фольгу шоколадных зайцев Алексей Абрикосов, коробки и обертки продукции фабрики которого (ныне это концерн «Бабаевский») тоже можно увидеть на выставке. На его предприятии к началу 70-х годов XIX века работали более 120 человек, выпускавших на 40 варочных машинах более полумиллиона тонн сладостей в год.
Тот, кому была уготована слава шоколадного короля Российской империи, был и отцом огромного семейства, у них с женой Агриппиной родились 22 ребенка – 10 мальчиков и 12 девочек. И всех их он любил безмерно, чему свидетельствует один факт: внук после смерти деда обнаружил в несгораемом шкафу коробочку, в которой оказалось 22 «пупочка».
Не забывали и об образовательной функции. Интересно разглядывать вкладыши от сливочного шоколада. Это азбука с изображением людей разных профессий. Правда, в компанию к аптекарю, закройщику, овчару, энергетику и писателю отчего-то затесались турист и юннат. А профессии на «щ» и вовсе не нашлось. Художнику пришлось изобразить щенка.
В роли кондитера
Экспозицию дополняют скульптуры, сделанные из настоящего шоколада: ферзь, винодел, элегантная дама. Некоторые творения мастеров Бабаевской фабрики сладкоежки уже попытались попробовать на зуб. Но делать это не рекомендуется: произведения покрыты специальным несъедобным составом, да и в силу «возраста» потеряли вкусовые качества. А вот ароматный шоколадный медведь, которого на открытии москвичи вручили местным музейщикам, только-только вышел из-под рук кондитеров. Ярославцы даже на радостях пригласили всех на закрытии выставки «на кусочек мишки».
В Музее истории шоколада и какао можно увидеть его старшего брата, в котором целых 100 килограммов весу. Топтыгину уже 57 лет от роду. Кстати, после знакомства с экспозицией посетители могут дать волю своей фантазии и сами выступить в роли кондитеров – из шоколада, орехов и вафельного листа изготовить картину или аппликацию. В этот раз, словно сговорившись, все делали елочки и снеговиков. Исключением стал один солидный мужчина, оказавшийся инструктором по противопожарной профилактике. Он смастерил корабль, который все тут же с восторгом окрестили «Крейсер «Аврора».
Комментарии